ИСП (1)

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ
по специальности среднего профессионального образования
(программа подготовки специалистов среднего звена)
"09.02.07 Информационные системы и программирование"

Программа ГИА разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального
образования (далее – СПО) по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование (базовая подготовка)

2

Содержание
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ......................... 4
1.1. Пояснительная записка........................................................................................................................ 4
1.2. Нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие вопросы организации и
проведения государственной итоговой аттестации ................................................................................. 4
1.3. Цель и задачи государственной итоговой аттестации...................................................................... 5
1.4. Формы государственной итоговой аттестации ................................................................................. 7
1.5. Объем времени на проведение государственной итоговой аттестации ......................................... 8
1.6. Сроки проведения государственной итоговой аттестации .............................................................. 8
2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ..................................................................................................................... 9
2.1. Порядок подготовки проведения ГИА............................................................................................... 9
2.2. Порядок организации и проведения демонстрационного экзамена ............................................. 10
2.3. Порядок организации и проведения защиты дипломного проекта............................................... 14
2.4. Порядок оценивания результатов ГИА............................................................................................ 17
2.5. Порядок подачи и рассмотрения апелляций ................................................................................... 19
2.6. Особенности проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов..................................................................... 20
3. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ .. 22
3.1. Комплект оценочной документации демонстрационного экзамена ............................................. 22
4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ................................................................................................................... 25
4.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы и ресурсов сети «Интернет»,
необходимых для подготовки и проведения ГИА ................................................................................. 25

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
1.1. Пояснительная записка
Программой государственной итоговой аттестации является частью образовательной
программы
среднего
профессионального
образования
по
специальности
09.02.07
Информационные системы и программирование.
Государственная итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня
освоения обучающимися образовательной программы среднего профессионального образования.
Государственная итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и
независимости оценки качества подготовки обучающихся.
1.2. Нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие вопросы
организации и проведения государственной итоговой аттестации
Программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии с:
− Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Закон об образовании);
− Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование, утверждённым приказом Министерства
просвещения РФ № 1547 от 09.12.2016, зарегистрированным в МИНЮСТе 26.12.2016 № 44936;
− Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 29.05.2024 № 05-1801
«Об организации видеонаблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по
образовательным программам СПО в форме демонстрационного экзамена»;
− Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 № 387 «О
проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной
технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального
образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.07.2024 № 464 «О
внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.04.2023 № 285 «Об
операторе демонстрационного экзамена базового и профильного уровней по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.01.2023 № 37 «О
внесении изменений в Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г.
№ 800»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.04.2024 № 272 «О
внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 800»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.04.2024 № 289 «О
внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального
образования и соответствия отдельных профессий, и специальностей среднего профессионального
образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего
профессионального образования»;

4

− Приказом Министерства просвещения РФ от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
− Приказом Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020
«О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке
обучающихся»);
− Приказом Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796 «О внесении изменений в
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального
образования», вступающим в силу с 22.10.2022;
− Приказом Минпросвещения России от 17.05.2022 № 336 «Об утверждении перечней
профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении
соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования,
указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального
образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и
специальностей среднего профессионального образования»;
− Приказом Минпросвещения РФ от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования» (с изменениями);
1.3. Цель и задачи государственной итоговой аттестации
1.3.1. Целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия
результатов освоения выпускниками ООП соответствующим требованиям ФГОС СПО по
специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.3.2. Результатом освоения образовательной программы является освоение основных видов
деятельности:
˗
Проектирование и разработка информационных систем.
˗
Разработка дизайна веб-приложений.
˗
Проектирование, разработка и оптимизация веб-приложений.
1.3.3. Результаты освоения ППССЗ определяются приобретёнными выпускником
компетенциями, то есть способностью применять знания, умения и личные качества в
соответствии с задачами профессиональной деятельности.
1.3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими
профессиональными компетенциями (далее – ПК), соответствующими основным видам
деятельности:
Проектирование и разработка информационных систем:
˗ ПК 5.1. Собирать исходные данные для разработки проектной документации на
информационную систему.

5

˗ ПК 5.2. Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы
в соответствии с требованиями заказчика.
˗ ПК 5.3. Разрабатывать подсистемы безопасности информационной системы в соответствии
с техническим заданием.
˗ ПК 5.4. Производить разработку модулей информационной системы в соответствии с
техническим заданием.
˗ ПК 5.5. Осуществлять тестирование информационной системы на этапе опытной
эксплуатации с фиксацией выявленных ошибок кодирования в разрабатываемых модулях
информационной системы.
˗ ПК 5.6. Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной
системы.
˗ ПК 5.7. Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее
модернизации
Разработка дизайна веб-приложений:
˗ ПК 8.1. Разрабатывать дизайн-концепции веб-приложений в соответствии с корпоративным
стилем заказчика.
˗ ПК 8.2. Формировать требования к дизайну веб-приложений на основе анализа предметной
области и целевой аудитории.
˗ ПК 8.3. Осуществлять разработку дизайна веб-приложения с учетом современных
тенденций в области веб-разработки.
Проектирование, разработка и оптимизация веб-приложений:
˗ ПК 9.1. Разрабатывать техническое задание на веб-приложение в соответствии с
требованиями заказчика.
˗ ПК 9.2. Разрабатывать веб-приложение в соответствии с техническим заданием.
˗ ПК 9.3. Разрабатывать интерфейс пользователя веб-приложений в соответствии с
техническим заданием.
˗ ПК 9.4. Осуществлять техническое сопровождение и восстановление веб-приложений в
соответствии с техническим заданием.
˗ ПК 9.5. Производить тестирование разработанного веб-приложения.
˗ ПК 9.6. Размещать веб-приложения в сети в соответствии с техническим заданием.
˗ ПК 9.7. Осуществлять сбор статистической информации о работе веб-приложений для
анализа эффективности его работы.
˗ ПК 9.8. Осуществлять аудит безопасности веб-приложения в соответствии с регламентами
по безопасности.
˗ ПК 9.9. Модернизировать веб-приложение с учётом правил и норм подготовки
информации для поисковых систем.
˗ ПК 9.10. Реализовывать мероприятия по продвижению веб-приложений в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
1.3.5. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими
общими компетенциями (далее – ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учётом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

6

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Формы государственной итоговой аттестации
1.4.1. Государственная итоговая аттестация выпускников по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование проводится в форме демонстрационного экзамена
и защиты дипломного проекта.
1.4.2. Демонстрационный экзамен направлен на определение уровня освоения выпускником
материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности
профессиональных умений и навыков путём проведения независимой экспертной оценки
выполненных выпускником практических заданий в условиях реальных или смоделированных
производственных процессов.
1.4.3. Демонстрационный экзамен проводится по базовому уровню: (далее расписать в
зависимости от выбранного уровня)
- демонстрационный экзамен базового уровня проводится на основе требований к
результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования,
установленных ФГОС СПО;
- демонстрационный экзамен профильного уровня проводится по решению образовательной
организации на основании заявлений выпускников на основе требований к результатам освоения
образовательных программ среднего профессионального образования, установленных в
соответствии с ФГОС СПО, включая квалификационные требования, заявленные организациями,
работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том
числе являющимися стороной договора о сетевой форме реализации образовательных программ и
(или) договора о практической подготовке обучающихся (далее - организации-партнеры).
1.4.4. Дипломный проект направлена на систематизацию и закрепление знаний выпускника
по специальности, а также определение уровня готовности выпускника к самостоятельной
профессиональной деятельности.
1.4.5. Дипломный проект предполагает самостоятельную подготовку (написание)
выпускником проекта, демонстрирующего уровень знаний выпускника в рамках выбранной темы,
а также сформированность его профессиональных умений и навыков.
1.4.6. Темы дипломных проектов определяются образовательной организацией,
работодателями, согласовываются на заседании соответствующей направлению обучения
предметно-цикловой комиссии и утверждаются директором колледжа. Выпускнику
предоставляется право выбора темы дипломного проекта, в том числе предложения своей
тематики с необходимым обоснованием целесообразности её разработки для практического
применения.
1.4.7. Тематика дипломного проекта должна иметь актуальность, новизну и практическую
значимость в прикладной отрасли; отвечать современным требованиям развития науки, техники,
производства, экономики, культуры и образования и соответствовать содержанию одного или
нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего
профессионального образования.
1.4.8. Для подготовки дипломного проекта выпускнику назначается руководитель и при
необходимости консультанты, оказывающие выпускнику методическую поддержку. Закрепление
за выпускниками тем дипломных проектов, назначение руководителей и консультантов
осуществляется распорядительным актом образовательной организации.
7

1.5. Объем времени на проведение государственной итоговой аттестации
Объем времени на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации
определяется в соответствии с ФГОС СПО и учебными планами по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование составляет 6 недель.
1.6. Сроки проведения государственной итоговой аттестации
Сроки проведения государственной итоговой аттестации определяются в соответствии с
учебными планами по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
– на подготовку дипломного проекта отводится 4 недели: с 18.05.2025 до 14.06.2025.
– на защиту дипломного проекта отводится 2 недели: с 15.06.2025 по 28.06.2025.
Сроки проведения демонстрационного экзамена: с 16.06.2025 по 25.06.2025.
Дополнительные сроки заседания государственных экзаменационных комиссий (далее –
ГЭК) организуются в установленные колледжем сроки, но не позднее четырёх месяцев после
подачи заявления обучающимся, не проходившим ГИА по уважительной причине.
Обучающимся, не проходившим ГИА по уважительной причине, предоставляется
возможность пройти ГИА без отчисления из колледжа.
Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы
по программе подготовки (или) отчисленным из колледжа, выдаётся справка об обучении или о
периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому колледжем.
Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные
результаты, проходят ГИА не ранее, чем через шесть месяцев после прохождения ГИА впервые.
Для прохождения ГИА обучающийся, не прошедший ГИА по неуважительной причине или
получивший на ГИА неудовлетворительную оценку, восстанавливается в колледже на период
времени, установленный колледжем самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным
учебным графиком для прохождения ГИА соответствующей образовательной программы среднего
профессионального образования (далее – ОП СПО).
Повторное прохождение ГИА для одного лица назначается колледжем не более двух раз.
Для лиц, подавших апелляцию о нарушении порядка проведения ГИА или несогласии с её
результатами, предоставляется возможность пройти ГИА в дополнительные сроки, установленные
колледжем.

8

2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Порядок подготовки проведения ГИА
К ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном
объёме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой
образовательной программе среднего профессионального образования по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование.
Допуск к ГИА оформляется приказом директора колледжа на основании результатов
учебной деятельности, прохождения учебной, производственной, преддипломной практик.
Программа ГИА доводятся до сведения обучающихся, не позднее, чем за шесть месяцев до
начала государственной итоговой аттестации.
Не позднее чем за 14 календарных дней до начала ГИА приказом директора колледжа
утверждается расписание ГИА, в котором указываются даты, время, место проведения ГИА и
доводится до сведения обучающихся, председателей и членов ГЭК и АК, секретарей ГЭК,
руководителей и консультантов дипломной работы путём размещения на сайте колледжа и
информационных стендах.
Перечень документов к проведению ГИА:
− Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности;
− приказ об организации государственной итоговой аттестации;
− расписание государственной итоговой аттестации;
− Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области о
проведении государственной итоговой аттестации;
− приказ о допуске выпускников к государственной итоговой аттестации;
− приказ о закреплении тем дипломных проектов;
− программа государственной итоговой аттестации по специальности;
− дипломные работы/проекты;
− сводная ведомость итоговых оценок;
− зачётные книжки выпускников;
− бланки протоколов заседания государственной экзаменационной комиссии;
− ведомости ознакомления выпускников с Программой ГИА;
− оценочные материалы.
2.1.1. В целях определения соответствия результатов освоения выпускниками имеющей
государственную аккредитацию образовательной программы среднего профессионального
образования соответствующим требованиям ФГОС СПО по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование ГИА проводится государственной
экзаменационной комиссией (далее – ГЭК).
ГЭК формируется из числа педагогических работников образовательной организации, лиц,
приглашенных из сторонних организаций, в том числе:
− педагогических работников;
− представителей
организаций-партнеров,
направление
деятельности
которых
соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. Состав
ГЭК утверждается приказом директора колледжа и действует в течение одного календарного года.
В состав ГЭК входят председатель ГЭК, заместитель председателя ГЭК и члены ГЭК.
ГЭК возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность ГЭК,
обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председатель ГЭК утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий
календарный год (с 1 января по 31 декабря) по представлению образовательной организации
Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области.
Председателем ГЭК образовательной организации утверждается лицо, не работающее в
образовательной организации, из числа: руководителей или заместителей руководителей
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области
9

профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники; представителей работодателей
или их объединений, организаций-партнеров, включая экспертов, при условии, что направление
деятельности данных представителей соответствует области профессиональной деятельности, к
которой готовятся выпускники.
Руководитель образовательной организации является заместителем председателя ГЭК. В
случае создания в колледже нескольких ГЭК, может быть назначено несколько заместителей
председателя ГЭК из числа заместителей директора или педагогических работников, имеющих
высшую квалификационную категорию.
2.1.2. При проведении ДЭ в составе ГЭК создается экспертная группа из числа,
приглашенных из сторонних организаций и обладающих профессиональными знаниями,
навыками и опытом в сфере, соответствующей профессии или специальности среднего
профессионального образования или укрупненной группы профессий и специальностей, по
которой проводится демонстрационный экзамен.
Экспертная группа создается по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование или виду деятельности (оставить нужное) по которому проводится ДЭ.
2.1.3. Экспертную группу возглавляет главный эксперт, назначаемый из числа экспертов,
включенных в состав ГЭК.
Главный эксперт организует и контролирует деятельность возглавляемой экспертной
группы, обеспечивает соблюдение всех требований к проведению ДЭ и не участвует в оценивании
результатов ГИА.
2.1.4. ДЭ проводится с использованием единых оценочных материалов, включающих в себя
конкретные комплекты оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания,
разрабатываемые федеральным оператором, осуществляющим организационно-техническое и
информационное обеспечение прохождения выпускниками ГИА в форме ДЭ.
Комплект оценочной документации включает комплекс требований для проведения ДЭ,
перечень оборудования и оснащения, расходных материалов, средств обучения и воспитания,
примерный план застройки площадки ДЭ, требования к составу экспертных групп, условия
привлечения добровольцев (волонтёров) (при необходимости), инструкции по технике
безопасности, а также образцы заданий.
Задание ДЭ включает совокупность инвариантной и вариативной частей.
2.1.5. Дипломный проект направлен на систематизацию и закрепление знаний выпускника по
специальности, а также определение уровня готовности выпускника к самостоятельной
профессиональной деятельности. Дипломный проект предполагает самостоятельную подготовку
(написание) выпускником дипломного проекта, демонстрирующего уровень знаний выпускника в
рамках выбранной темы, а также сформированность его профессиональных умений и навыков.
2.2. Порядок организации и проведения демонстрационного экзамена
ДЭ проводится с использованием комплектов оценочной документации, включённых в
Программу ГИА по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Комплект оценочной документации, представляет собой
а) комплекс требований для проведения ДЭ;
б) перечень оборудования и оснащения, расходных материалов, средств обучения и
воспитания;
в) план застройки площадки ДЭ;
г) требования к составу экспертных групп;
д) инструкцию по технике безопасности;
е) образец задания.
2.2.1. Задание ДЭ включает совокупность инвариантной и вариативной частей,
моделирующую профессиональную деятельность и выполняемую в режиме реального времени.
Комплекты оценочной документации предназначены для оценки выполнения заданий ДЭ
продолжительностью до 4 часов 30 минут в день.
Задания ДЭ доводятся до главного эксперта в день, предшествующий дню начала ДЭ.
10

2.2.2. ДЭ проводится в центре проведения демонстрационного экзамена (далее - ЦПДЭ),
представляющем собой площадку, оборудованную и оснащённую в соответствии с комплектом
оценочной документации.
ЦПДЭ располагается на территории ОГПБОУ ДТК.
ЦПДЭ обеспечивает необходимые технические условия для обеспечения заданиями во время
ДЭ выпускников, членов ГЭК, членов экспертной группы.
2.2.3. Выпускники проходят ДЭ в ЦПДЭ в составе экзаменационных групп.
2.2.4. Место расположения ЦПДЭ, дата и время начала проведения ДЭ, расписание сдачи
экзаменов в составе экзаменационных групп, планируемая продолжительность проведения ДЭ,
технические перерывы в проведении демонстрационного экзамена определяются планом
проведения ДЭ, утверждаемым ГЭК совместно с ЦПД не позднее чем за двадцать календарных
дней до даты проведения ДЭ.
ЦПДЭ знакомит с планом проведения ДЭ выпускников, сдающих ДЭ и лиц,
обеспечивающих проведение ДЭ в срок не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения
экзамена.
2.2.5. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения
ДЭ, обеспечивают проведение ДЭ в соответствии с комплектом оценочной документации.
2.2.6. За 45 календарных дней до даты проведения ДЭ ЦПДЭ подлежит обследованию
представителем органов исполнительной власти и/или региональным оператором на предмет
соответствия условиям, установленным комплектом оценочной документации.
ЦПДЭ может быть дополнительно обследован федеральным оператором на предмет
соответствия условиям, установленным комплектом оценочной документации, в том числе в части
наличия расходных материалов.
2.2.7. Не позднее чем за один рабочий день до даты проведения ДЭ главным экспертом
проводится проверка готовности ЦПДЭ в присутствии членов экспертной группы, выпускников, а
также технического эксперта, назначаемого наименование образовательной организации, на
территории которой расположен ЦПДЭ, ответственного за соблюдение установленных норм и
правил охраны труда и техники безопасности.
Главным экспертом осуществляется осмотр ЦПДЭ, распределение обязанностей между
членами экспертной группы по оценке выполнения заданий ДЭ, а также распределение рабочих
мест между выпускниками с использованием способа случайной выборки.
Результаты распределения обязанностей между членами экспертной группы и распределения
рабочих мест между выпускниками фиксируются главным экспертом в соответствующих
протоколах.
2.2.8. Выпускники знакомятся со своими рабочими местами, под руководством главного
эксперта также повторно знакомятся с планом проведения ДЭ, условиями оказания первичной
медицинской помощи в ЦПДЭ. Факт ознакомления отражается главным экспертом в протоколе
распределения рабочих мест.
2.2.9. Технический эксперт под подпись знакомит главного эксперта, членов экспертной
группы, выпускников с требованиями охраны труда и безопасности производства.
2.2.10. В день проведения ДЭ в ЦПДЭ присутствуют:
а) директор наименование образовательной организации (или лицо, его заменяющее);
б) не менее одного члена ГЭК, не считая членов экспертной группы;
в) члены экспертной группы;
г) главный эксперт;
д) представители организаций-партнеров (по согласованию с образовательной
организацией);
е) выпускники;
ж) технический эксперт;
з)представитель образовательной организации, ответственный за сопровождение
выпускников к ЦПДЭ (при необходимости);

11

и) тьютор (ассистент), оказывающий необходимую помощь выпускнику из числа лиц с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее - тьютор (ассистент)
(при необходимости).
В случае отсутствия в день проведения ДЭ в центре проведения экзамена лиц, указанных в
настоящем пункте, решение о проведении ДЭ принимается главным экспертом, о чем главным
экспертом вносится соответствующая запись в протокол проведения ДЭ.
Допуск выпускников в ЦПДЭ осуществляется главным экспертом на основании документов,
удостоверяющих личность.
2.2.11. В день проведения ДЭ в центре проведения ДЭ могут присутствовать:
а) должностные лица Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области (по
решению указанного органа);
б) представители федерального оператора (по согласованию с образовательной
организацией);
в) медицинские работники (по решению образовательной организации, на территории
которой располагается ЦПДЭ);
г) представители организаций-партнеров (по решению таких организаций по согласованию с
образовательной организацией);
д) добровольцы (волонтёры), привлекаемые к проведению демонстрационного экзамена (по
решению образовательной организации).
Указанные в настоящем пункте лица присутствуют в центре проведения ДЭ в день
проведения ДЭ на основании документов, удостоверяющих личность.
2.2.12. Лица, присутствующие в центре проведения ДЭ, обязаны:
- соблюдать установленные требования по охране труда и производственной безопасности,
выполнять указания технического эксперта по соблюдению указанных требований;
- пользоваться средствами связи исключительно по вопросам служебной необходимости, в
том числе в рамках оказания необходимого содействия главному эксперту;
- не мешать и не взаимодействовать с выпускниками при выполнении ими заданий, не
передавать им средства связи и хранения информации, иные предметы и материалы.
Добровольцы (волонтёры) взаимодействуют с выпускниками в соответствии с условиями,
установленными комплектом оценочной документации.
2.2.13. Члены ГЭК, не входящие в состав экспертной группы, наблюдают за ходом
проведения демонстрационного экзамена и вправе сообщать главному эксперту о выявленных
фактах нарушения Порядка.
2.2.14. Члены экспертной группы осуществляют оценку выполнения заданий
демонстрационного экзамена самостоятельно.
2.2.15. Главный эксперт вправе давать указания по организации и проведению ДЭ,
обязательные для выполнения лицами, привлечёнными к проведению ДЭ, и выпускникам, удалять
из центра проведения ДЭ лиц, допустивших грубое нарушение требований Порядка, требований
охраны труда и безопасности производства, а также останавливать, приостанавливать и
возобновлять проведение ДЭ при возникновении необходимости устранения грубых нарушений
требований Порядка, требований охраны труда и производственной безопасности.
Главный эксперт может делать заметки о ходе ДЭ.
Главный эксперт обязан находиться в ЦПДЭ до окончания ДЭ, осуществлять контроль за
соблюдением лицами, привлечёнными к проведению ДЭ, выпускниками требований Порядка.
2.2.16. При привлечении медицинского работника наименование образовательной
организации, на базе которой организован ЦПДЭ, обязана организовать помещение,
оборудованное для оказания первой помощи и первичной медико-санитарной помощи.
2.2.17. Технический эксперт вправе:
- наблюдать за ходом проведения ДЭ;
- давать разъяснения и указания лицам, привлечённым к проведению ДЭ, выпускникам по
вопросам соблюдения требований охраны труда и производственной безопасности;

12

- сообщать главному эксперту о выявленных случаях нарушений лицами, привлечёнными к
проведению ДЭ, выпускниками требований охраны труда и требований производственной
безопасности, а также невыполнения такими лицами указаний технического эксперта,
направленных на обеспечение соблюдения требований охраны труда и производственной
безопасности; останавливать в случаях, требующих немедленного решения, в целях охраны
жизни и здоровья лиц, привлечённых к проведению демонстрационного экзамена, выпускников
действия выпускников по выполнению заданий, действия других лиц, находящихся в центре
проведения ДЭ с уведомлением главного эксперта.
2.2.18. Представитель колледжа располагается в изолированном от ЦПДЭ помещении.
2.2.19. Техникум/колледж обязан не позднее чем за один рабочий день до дня проведения ДЭ
уведомить главного эксперта об участии в проведении ДЭ тьютора (ассистента).
2.2.20. Выпускники вправе:
- пользоваться оборудованием центра проведения ДЭ, необходимыми материалами,
средствами обучения и воспитания в соответствии с требованиями комплекта оценочной
документации, задания ДЭ;
- получать разъяснения технического эксперта по вопросам безопасной и бесперебойной
эксплуатации оборудования центра проведения ДЭ;
- получить копию задания ДЭ на бумажном носителе.
2.2.21. Выпускники обязаны:
- во время проведения ДЭ не пользоваться и не иметь при себе средства связи, носители
информации, средства её передачи и хранения, если это прямо не предусмотрено комплектом
оценочной документации;
- во время проведения ДЭ использовать только средства обучения и воспитания,
разрешённые комплектом оценочной документации;
- во время проведения ДЭ не взаимодействовать с другими выпускниками, экспертами,
иными лицами, находящимися в центре проведения ДЭ, если это не предусмотрено комплектом
оценочной документации и заданием ДЭ.
2.2.22. Выпускники могут иметь при себе лекарственные средства и питание, приём которых
осуществляется в специально отведённом для этого помещении согласно плану проведения ДЭ за
пределами ЦПДЭ.
2.2.23. Допуск выпускников к выполнению заданий осуществляется при условии
обязательного их ознакомления с требованиями охраны труда и производственной безопасности.
2.2.24. В соответствии с планом проведения ДЭ главный эксперт знакомит выпускников с
заданиями, передаёт им копии заданий ДЭ.
2.2.25. После ознакомления с заданиями ДЭ выпускники занимают свои рабочие места в
соответствии с протоколом распределения рабочих мест.
После того, как все выпускники и лица, привлечённые к проведению ДЭ, займут свои
рабочие места в соответствии с требованиями охраны труда и производственной безопасности,
главный эксперт объявляет о начале ДЭ.
2.2.26. Время начала ДЭ фиксируется в протоколе проведения ДЭ, составляемом главным
экспертом по каждой экзаменационной группе.
После объявления главным экспертом начала ДЭ выпускники приступают к выполнению
заданий ДЭ.
2.2.27. ДЭ проводится при неукоснительном соблюдении выпускниками, лицами,
привлечёнными к проведению ДЭ, требований охраны труда и производственной безопасности, а
также с соблюдением принципов объективности, открытости и равенства выпускников.
2.2.28. ЦПДЭ могут быть оборудованы средствами видеонаблюдения, позволяющими
осуществлять видеозапись хода проведения демонстрационного экзамена. Видеоматериалы о
проведении ДЭ в случае осуществления видеозаписи подлежат хранению в образовательной
организации не менее одного года с момента завершения ДЭ.
2.2.29. Явка выпускника, его рабочее место, время завершения выполнения задания ДЭ
подлежат фиксации главным экспертом в протоколе проведения ДЭ. В случае удаления из ЦПДЭ
13

выпускника, лица, привлечённого к проведению ДЭ, или присутствующего в ЦПДЭ, главным
экспертом составляется акт об удалении.
2.2.30. Результаты ГИА выпускника, удалённого из ЦПДЭ, аннулируются ГЭК, и такой
выпускник признается ГЭК не прошедшим ГИА по неуважительной причине.
2.2.31. Главный эксперт сообщает выпускникам о течении времени выполнения задания ДЭ
каждые 60 минут, а также за 30 и 5 минут до окончания времени выполнения задания. После
объявления главным экспертом окончания времени выполнения заданий выпускники прекращают
любые действия по выполнению заданий ДЭ.
Технический эксперт обеспечивает контроль за безопасным завершением работ
выпускниками в соответствии с требованиями производственной безопасности и требованиями
охраны труда.
Выпускник по собственному желанию может завершить выполнение задания досрочно,
уведомив об этом главного эксперта.
Результаты выполнения выпускниками заданий ДЭ подлежат фиксации экспертами
экспертной группы в соответствии с требованиями комплекта оценочной документации и задания
ДЭ.
2.3. Порядок организации и проведения защиты дипломного проекта
2.3.1 Для выполнения дипломного проекта выпускнику выдаётся задание для выполнения
дипломного проекта по утверждённой теме.
Выдача выпускнику задания на дипломный проект должна сопровождаться консультацией
со стороны руководителя, в ходе которой разъясняются задачи, структура, объем проекта,
принцип разработки и оформления.
2.3.2. Структура и объем дипломного проекта
Дипломный проект состоит из пояснительной записки, практической части и
презентационной части (презентации).
Дипломный проект должен включать в себя следующие структурные элементы:
˗ введение;
˗ основная часть;
˗ заключение (выводы и предложения);
˗ список использованных источников и литературы;
˗ приложения.
Пояснительная записка должна быть объёмом не менее 40 страниц формата А4.
2.3.3. Требования к оформлению дипломного проекта
Дипломный проект должен иметь актуальность и практическую значимость. Во введении
отражаются:
˗ актуальность темы исследования,
˗ цель и задачи исследования,
˗ объект и предмет исследования,
˗ теоретико-методологические основы исследования,
˗ теоретическая и практическая значимость исследования.
Основная часть должна содержать как минимум две главы: теоретическую и аналитикопрактическую. Теоретическая глава может раскрывать содержание основных концепций
отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, давать описание современного
состояния изучаемой темы и её истории, определять основные понятия, в ней может проводиться
анализ литературы или позиции учёных по проблеме исследования; обосновывается собственная
позиция автора.
В аналитико-практической главе автором могут рассматриваться и анализироваться
фактические материалы по изучаемому вопросу, приводиться характеристика объекта
исследования, формулироваться и аргументироваться предложения (практические рекомендации)
по совершенствованию изучаемой в работе сферы деятельности. По своему содержанию

14

предложения и рекомендации должны носить самостоятельный характер, отличаться
аргументированностью и целесообразностью.
Заключение (выводы и предложения) логично завершает проведённое исследование и
синтезирует наиболее значимые итоги дипломного проекта.
Список использованных источников и литературы должен содержать не менее 25
источников.
Приложения могут содержать вспомогательный материал, который с целью сокращения
объёма дипломной работы не вошёл в основную часть.
Проект предусматривает обязательное рецензирование.
Дипломные проекты должны быть выполнены в строгом соответствии с методическими
рекомендациями колледжа, подписаны, содержать приложения, раскрывающие и дополняющие
тему дипломного проекта.
2.3.3. Перед защитой дипломных проектов руководитель совместно с цикловой комиссией
проводит предварительную защиту дипломных проектов.
2.3.4. На предзащиту выпускники обязаны представить предварительный вариант текста
дипломного проекта.
Предварительная защита проводится не позднее, чем за 3 недели до защиты. Замечания и
дополнения к дипломному проекту, высказанные на предзащите, обязательно учитываются
выпускниками до представления проекта к защите.
2.3.5. Окончательная версия выполненной, полностью оформленной и подписанной проекта
предоставляется руководителю вместе с электронной версией не позднее, чем за 2 недели до
защиты.
2.3.6. Руководитель дипломного проекта составляет отзыв на каждый проект , в котором даёт
краткую характеристику отношения студента к выполнению работы; оценивает качество
оформления работы; указывает особые примечания и рекомендации, а также даёт свою
предварительную оценку.
При составлении отзыва руководитель особое внимание должен обратить на то, что в нем не
следует пересказывать содержание глав работы.
2.3.7. Оценка дипломного проекта осуществляется по следующим показателям:
˗ рекомендации по оценке руководителя;
˗ уровень работы, степень самостоятельности и освещённости в ней вопросов темы,
˗ значение работы для практического применения;
˗ творческий подход к разработке темы;
˗ использование научной литературы, нормативных правовых актов, материалов практики по
теме исследования;
˗ правильность и научная обоснованность выводов;
˗ стиль изложения;
˗ аккуратность оформления работы и её научно-понятийного аппарата;
˗ степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании работы, так
и в процессе её защиты.
При определении окончательной оценки по защите дипломного проекта учитываются:
˗ глубина освещения темы дипломного проекта во время выступления,
˗ качество проведения защитного слова,
˗ качество мультимедийной презентации,
˗ ответы выпускника на вопросы членов комиссии.
2.3.8. Руководитель обеспечивает ознакомление выпускника с отзывом не позднее, чем за 7
календарных дней до дня защиты дипломных проектов.
2.3.9. Подписанный руководителем дипломный проект далее передаётся в отделение для
прохождения нормоконтроля.
Для осуществления нормоконтроля приказом по колледжу назначается ответственный
преподаватель, который по результатам нормоконтроля делает отметку на соответствующем листе
дипломного проекта.
15

2.3.10. Дипломные проекты подлежат обязательному рецензированию. Рецензия может быть
внутренняя и внешняя. Внешнее рецензирование дипломных проектов проводится с целью
обеспечения объективности оценки труда выпускника.
Выполненные дипломные проекты рецензируются специалистами из числа работников
предприятий, организаций, преподавателей образовательных учреждений, хорошо владеющих
вопросами, связанными с тематикой дипломных проектов. Внутренняя рецензия осуществляется
ведущими преподавателя колледжа, владеющими темой дипломного проекта. Рецензенты
дипломных проектов из числа работников колледжа определяются не позднее, чем за 2 недели до
защиты и утверждаются приказом.
Рецензия должна включать: заключение о соответствии дипломного проекта заявленной теме
и заданию на него; оценку качества выполнения каждого раздела дипломного проекта; оценку
степени разработки поставленных вопросов и практической значимости проекта; оценку степени
сформированности общих и профессиональных компетенций.
2.3.11. Заместитель директора по учебной работе на основании отзыва руководителя и
рецензии принимает решение о допуске выпускника к защите, делая соответствующую запись на
титульном листе дипломного проекта.
2.3.12. Подготовив дипломный проект к защите, выпускник готовит выступление (доклад),
наглядную информацию - схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал - для
использования во время защиты.
Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам ГЭК.
Защита производится на открытом заседании ГЭК с участием не менее двух третей её
состава.
Перед началом защиты председатель ГЭК знакомит выпускников с порядком проведения
защиты.
На защиту дипломного проекта отводится до 45 минут. Процедура защиты включает доклад
обучающегося (не более 10 минут), ответы обучающегося на вопросы членов комиссии, чтение
отзыва руководителя работы и рецензии.
В своём докладе выпускник должен отразить:
˗ актуальность темы;
˗ краткую характеристику объекта и предмета исследования;
˗ цель дипломного проекта;
˗ постановку задачи (комплекса задач);
˗ используемый инструментарий;
˗ результаты проведённого анализа, выявленные проблемы;
˗ обоснованные предложения по совершенствованию исследуемой системы и направления,
методы, средства реализации этих предложений.
Выступление обучающегося не должно содержать описание структуры и содержания
дипломного проекта, списка использованных источников, а также информации, не относящейся к
области исследования.
Выпускник должен сделать свой доклад свободно, не читая письменного текста.
Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию проекта, заранее
подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал (например,
проекты уставов, нормативных актов и т.д.), иллюстрирующий основные положения проекта.
2.3.13. Члены ГЭК могут задать вопросы выпускнику, относящиеся к содержанию проекта.
При оценке защиты дипломного проекта учитываются:
- актуальность темы дипломного проекта;
- качество и оформление дипломного проекта, грамотность составления пояснительной
записки (при наличии), выводов;
- содержание доклада и ответов на вопросы.
По окончании доклада зачитываются отзыв руководителя и рецензия.
2.3.14. Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов
членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя
16

комиссии ГЭК или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на
заседании ГЭК является решающим. На заседании могут присутствовать руководители
дипломных работ/проектов (оставить нужное), рецензенты.
2.3.15. Решение ГЭК оформляется протоколом, который подписывается председателем ГЭК,
членами ГЭК и секретарём ГЭК и хранится в архиве образовательной организации.
2.3.16. Лучшие дипломные проекты могут быть рекомендованы ГЭК к публикации в виде
отдельной статьи и/или реализации их на базе партнёров образовательной организации.
По окончании защит дипломных проектов ГЭК предоставляет отчёт, в котором приводится
анализ хода и результатов защиты, характеристика общего уровня и качества профессиональной
подготовки выпускников, указывается степень сформированности и развития общих и
профессиональных компетенций, личностных и профессионально важных качеств выпускников и
выполнения потребностей рынка труда, требований работодателей. Кроме того, указываются
имевшие место недостатки в подготовке выпускников, предложения о внесении изменений в
программы подготовки специалистов среднего звена по совершенствованию качества подготовки
выпускников.
2.4. Порядок оценивания результатов ГИА
2.4.1. Результаты проведения ГИА оцениваются с проставлением одной из отметок:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» - и объявляются в тот же
день после оформления протоколов заседаний ГЭК.
Процедура оценивания результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена
осуществляется членами экспертной группы в соответствии с требованиями комплекта оценочной
документации.
2.4.2. Баллы за выполнение заданий ДЭ выставляются в соответствии со схемой начисления
баллов, приведённой в комплекте оценочной документации.
2.4.3. Процедура оценивания результатов выполнения заданий ДЭ осуществляется членами
экспертной группы в соответствии с требованиями комплекта оценочной документации.
Необходимо осуществить перевод полученного количества баллов в оценки: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Максимальное количество баллов, которое возможно получить за выполнение задания ДЭ,
принимается за 100%.
Перевод баллов в оценку осуществляется на основе таблицы 1.
Таблица 1 – Перевод баллов в оценку
Оценка ГИА
«2»
«3»
«4»
«5»
Отношение
полученного
0,00% 20,00% 40,00% 70,00% количества баллов к максимально
19,99%
39,99%
69,99%
100,00%
возможному (в процентах)
отношение
полученного
0-19,99
20,00-39,99
40,00-69,99
70,00-100,00
количества баллов к максимально
баллов
баллов
баллов
баллов
возможному (в баллах)
2.4.4. Баллы выставляются в протоколе проведения ДЭ, который подписывается каждым
членом экспертной группы и утверждается главным экспертом после завершения экзамена для
экзаменационной группы.
2.4.5. При выставлении баллов присутствует член ГЭК, не входящий в экспертную группу,
присутствие других лиц запрещено.
2.4.6. Подписанный членами экспертной группы и утверждённый главным экспертом
протокол проведения ДЭ далее передаётся в ГЭК для выставления оценок по итогам ГИА.
2.4.7. Оригинал протокола проведения ДЭ передаётся на хранение в образовательную
организацию в составе архивных документов.
2.4.8. В случае досрочного завершения ГИА выпускником по независящим от него причинам
результаты ГИА оцениваются по фактически выполненной работе, или по заявлению такого

17

выпускника ГЭК принимается решение об аннулировании результатов ГИА, а такой выпускник
признается ГЭК не прошедшим ГИА по уважительной причине.
2.4.9. Оценка защиты дипломного проекта
Оценка «отлично» выставляется в случаях, когда дипломный проект:
˗ носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические
положения, глубокий анализ, критический разбор практического опыта по исследуемой проблеме,
характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими
выводами и обоснованными предложениями;
˗ имеет положительные отзывы руководителя дипломного проекта и рецензента;
˗ при защите проекта студент показывает глубокое знание вопросов темы, свободно
оперирует данными исследования, во время доклада использует иллюстративный (таблицы,
схемы, графики) или презентационный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется в случаях, когда дипломный проект
˗ носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические
положения, глубокий анализ, критический разбор практического опыта по исследуемой проблеме,
характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими
выводами, но не вполне обоснованными предложениями;
˗ имеет положительные отзывы руководителя дипломного проекта и рецензента;
˗ при защите проекта студент показывает глубокое знание вопросов темы, свободно
оперирует данными исследования, во время доклада использует иллюстративный (таблицы,
схемы, графики) или презентационный материал, без особых затруднений отвечает на
поставленные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в случаях, когда дипломный проект:
˗ носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические
положения, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом
практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется непоследовательным
изложением материала и необоснованными предложениями;
˗ в отзывах руководителя дипломного проекта и рецензента имеются замечания по
содержанию работы и методам исследования;
˗ при защите проекта студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов
темы, не даёт полного, аргументированного ответа на заданные вопросы, иллюстративный
материал подготовлен некачественно.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случаях, когда дипломный проект:
˗ не носит исследовательский характер, не содержит анализа практического опыта по
исследуемой проблеме, характеризуется непоследовательным изложением материала, не имеет
выводов либо они носят декларативный порядок;
˗ в отзывах руководителя дипломного проекта и рецензента имеются критические замечания;
˗ при защите проекта студент затрудняется отвечать на поставленные по теме вопросы, не
знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, иллюстрационный материал к
защите не подготовлен.
2.4.10. Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов
членов ГЭК, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии
или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании ГЭК
является решающим.
2.4.11. Решение ГЭК оформляется протоколом, который подписывается председателем ГЭК,
в случае его отсутствия заместителем ГЭК и секретарём ГЭК и хранится в архиве образовательной
организации.
2.4.12. Выпускникам, не прошедшим ГИА по уважительной причине, в том числе не
явившимся для прохождения ГИА по уважительной причине (далее - выпускники, не прошедшие
ГИА по уважительной причине), предоставляется возможность пройти ГИА без отчисления из
образовательной организации.

18

К уважительным причинам неявки на ГИА относятся: непреодолимая сила, временная
нетрудоспособность лица вследствие заболевания, увечье или травма, повреждение здоровья или
смерть близкого родственника, участие в похоронах, семейные обстоятельства (рождение ребёнка,
вступление в брак, расторжение брака), исполнение государственных или общественных
обязанностей, задержание сотрудниками правоохранительных органов, иные меры пресечения,
вызов в суд по повестке, авария общественного транспорта или дорожно-транспортное
происшествие. Уважительность причины неявки должна быть подтверждена документально.
2.4.13. Выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной причине, в том числе не
явившиеся для прохождения ГИА без уважительных причин (далее - выпускники, не прошедшие
ГИА по неуважительной причине) и выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные
результаты, могут быть допущены образовательной организацией для повторного участия в ГИА
не более двух раз.
2.4.14. Дополнительные заседания ГЭК организуются в установленные образовательной
организацией сроки, но не позднее четырёх месяцев после подачи заявления выпускником, не
прошедшим ГИА по уважительной причине. Выпускники, не прошедшие ГИА по неуважительной
причине, и выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, отчисляются из
образовательной организации и проходят ГИА не ранее чем через шесть месяцев после
прохождения ГИА впервые. Для прохождения ГИА выпускники, не прошедшие ГИА по
неуважительной причине, и выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты,
восстанавливаются в образовательной организации на период времени, установленный
образовательной организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным
учебным графиком для прохождения ГИА соответствующей образовательной программы среднего
профессионального образования.
2.5. Порядок подачи и рассмотрения апелляций
2.5.1. По результатам ГИА выпускник имеет право подать в апелляционную комиссию
письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, Порядка и (или) несогласии с результатами
ГИА (далее - апелляция).
2.5.2. Апелляция подаётся лично выпускником или родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию образовательной
организации.
2.5.3. Апелляция о нарушении Порядка подаётся непосредственно в день проведения ГИА, в
том числе до выхода из центра проведения экзамена.
2.5.4. Апелляция о несогласии с результатами ГИА подаётся не позднее следующего
рабочего дня после объявления результатов ГИА.
2.5.5. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трёх рабочих дней с
момента её поступления.
2.5.6. Состав апелляционной комиссии утверждается наименование образовательной
организацией одновременно с утверждением состава ГЭК.
2.5.7. Апелляционная комиссия состоит из председателя апелляционной комиссии, не менее
пяти членов апелляционной комиссии и секретаря апелляционной комиссии из числа
педагогических работников наименование образовательной организации, не входящих в данном
учебном году в состав ГЭК.
2.5.8. Председателем апелляционной комиссии может быть назначено лицо из числа
руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся
выпускники, представителей организаций-партнеров или их объединений, при условии, что
направление деятельности данных представителей соответствует области профессиональной
деятельности, к которой готовятся выпускники, при условии, что такое лицо не входит в состав
ГЭК.
2.5.9. Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не
менее двух третей её состава.
19

2.5.10. На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей
ГЭК, а также главный эксперт при проведении ГИА в форме ДЭ.
2.5.11. При проведении ГИА в форме ДЭ по решению председателя апелляционной
комиссии к участию в заседании комиссии могут быть также привлечены члены экспертной
группы, технический эксперт.
2.5.12. По решению председателя апелляционной комиссии заседание апелляционной
комиссии может пройти с применением средств видео, конференц-связи, а равно посредством
предоставления письменных пояснений по поставленным апелляционной комиссией вопросам.
2.5.13. Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении
апелляции. С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один из родителей
(законных представителей). Указанные лица должны при себе иметь документы, удостоверяющие
личность.
2.5.14. Рассмотрение апелляции не является пересдачей ГИА.
При рассмотрении апелляции о нарушении Порядка апелляционная комиссия устанавливает
достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из следующих решений: об отклонении
апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях Порядка не подтвердились и (или) не
повлияли на результат ГИА; об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о
допущенных нарушениях Порядка подтвердились и повлияли на результат ГИА. В последнем
случае результаты проведения ГИА подлежат аннулированию, в связи с чем протокол о
рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передаётся в ГЭК для реализации
решения апелляционной комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти ГИА в
дополнительные сроки, установленные образовательной организацией без отчисления такого
выпускника из наименование образовательной организации в срок не более четырех месяцев после
подачи апелляции.
В случае рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА, полученными при
прохождении демонстрационного экзамена, секретарь ГЭК не позднее следующего рабочего дня с
момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию протокол заседания ГЭК,
протокол проведения демонстрационного экзамена, письменные ответы выпускника (при их
наличии), результаты работ выпускника, подавшего апелляцию, видеозаписи хода проведения
демонстрационного экзамена (при наличии).
В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА апелляционная
комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата ГИА либо об
удовлетворении апелляции и выставлении иного результата ГИА. Решение апелляционной
комиссии не позднее следующего рабочего дня передаётся в ГЭК. Решение апелляционной
комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов ГИА
выпускника и выставления новых результатов в соответствии с мнением апелляционной
комиссии. Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При
равном числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии
является решающим. Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего
апелляцию выпускника в течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.
2.5.15. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не
подлежит.
2.5.16. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается
председателем (заместителем председателя) и секретарём апелляционной комиссии и хранится в
архиве наименование образовательной организации.
2.6. Особенности проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
2.6.1. Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и
выпускников из числа детей-инвалидов и инвалидов проводится ГИА с учётом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких
выпускников (далее - индивидуальные особенности).
20

2.6.2. При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- проведение ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, выпускников из
числа детей-инвалидов и инвалидов в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими
ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при
прохождении ГИА;
- присутствие в аудитории, центре проведения экзамена тьютора, ассистента, оказывающих
выпускникам необходимую техническую помощь с учётом их индивидуальных особенностей (занять
рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами ГЭК, членами
экспертной группы);
- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении ГИА с
учётом их индивидуальных особенностей;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и
другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проёмов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на
первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
2.6.3. Дополнительно при проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих требований в
зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья, выпускников из
числа детей-инвалидов и инвалидов:
а) для слепых:
задания для выполнения, а также инструкция о порядке ГИА, комплект оценочной
документации, задания демонстрационного экзамена оформляются рельефноточечным шрифтом по
системе Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со
специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля
или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или
надиктовываются ассистенту;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект
письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер
со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее
устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации
оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжёлыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при
необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжёлыми нарушениями
двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным
обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме;
д) также для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и
выпускников из числа детей-инвалидов и инвалидов создаются иные специальные условия проведения
ГИА в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК),
справкой, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным
государственным учреждением медикосоциальной экспертизы (далее - справка).
2.6.4. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не
позднее чем за 3 месяца до начала ГИА подают в образовательную организацию письменное заявление
о необходимости создания для них специальных условий при проведении ГИА с приложением копии
рекомендаций ПМПК, а дети-инвалиды, инвалиды - оригинала или заверенной копии справки, а также
копии рекомендаций ПМПК при наличии.
21

3. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Комплект оценочной документации демонстрационного экзамена
Демонстрационный экзамен профильного уровня (совокупность инвариантной и
вариативной частей ) проводится с использованием комплектов оценочной документации (КОД) –
КОД 09.02.07-3-2025.
Содержательная структура КОД представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Содержательная структура КОД (совокупность инвариантной и вариативной
частей)
Вид
Перечень оцениваемых
Перечень оцениваемых умений, навыков
деятельно
ОК, ПК
(практического опыта)
сти (вид
професси
ональной
деятельно
сти)
1
2
3
Инвариантная часть КОД
Проектир ПК: Разрабатывать
Умение: создавать и управлять проектом по разработке
ование и
подсистемы
приложения и формулировать его задачи
разработк безопасности
Умение: использовать языки структурного, объектноа
информационной
ориентированного программирования и языка сценариев
информац системы в соответствии с для создания независимых программ
ионных
техническим заданием
Умение:
разрабатывать
графический
интерфейс
систем
приложения
Практический опыт: модифицировать отдельные модули
информационной системы
Практический опыт: программировать в соответствии с
требованиями технического задания
ОК: Использовать
Умение: структурировать получаемую информацию
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ПК: Производить
Умение: проектировать и разрабатывать систему по
разработку модулей
заданным требованиям и спецификациям
информационной
Практический опыт: модифицировать отдельные модули
системы в соответствии с информационной системы
техническим заданием
Разработк ПК: Разрабатывать
Умение: Придерживаться оригинальной концепции
а дизайна дизайн-концепции вебдизайна проекта и улучшать его визуальную
вебприложений в
привлекательность
приложен соответствии с
Практический опыт: Разрабатывать дизайн вебий
корпоративным стилем
приложений в соответствии со стандартами и
заказчика
требованиями заказчика
Умение: Выбирать наиболее подходящее для целевого
рынка дизайнерское решение
22

Продолжение таблицы 2
1
2
ПК: Осуществлять
разработку дизайна вебприложения с учётом
современных тенденций
в области веб-разработки

3
Практический опыт: Создавать, использовать и
оптимизировать изображения для веб–приложений
Умение: Создавать «отзывчивый» дизайн, отображаемый
корректно на различных устройствах и при разных
разрешениях
Умение: Использовать специальные графические
редакторы
Проектир ПК: Разрабатывать вебПрактический опыт: Выполнять верстку страниц вебование,
приложение в
приложений
разработк соответствии с
Практический опыт: Разрабатывать базы данных
аи
техническим заданием
Умение: использовать открытые библиотеки (framework)
оптимиза ПК: Разрабатывать
Умение: оформлять код программы в соответствии со
ция вебинтерфейс пользователя стандартом кодирования
приложен веб-приложений в
Практический
опыт:
разрабатывать
интерфейс
ий
соответствии с
пользователя
техническим заданием
Практический опыт: разрабатывать анимационные
эффекты
Вариативная часть КОД
Вариативная часть КОД формируется образовательными организациями на основе реализуемой
основной образовательной программы СПО и с учетом квалификационных требований,
заявленных конкретными организациями, работодателями, заинтересованными в подготовке
кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной договора о сетевой
форме реализации образовательных программ и (или) договора о практической подготовке
обучающихся.
Распределение баллов по критериям оценивания для ДЭ ПУ (совокупность инвариантной и
вариативной частей) в рамках ГИА представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Распределение баллов по критериям оценивания для ДЭ ПУ (совокупность
инвариантной и вариативной частей ) в рамках ГИА
№
Модуль задания
Критерий оценивания
Баллы
п/п
(вид деятельности, вид
профессиональной
деятельности)
1
2
3
4
1 Проектирование
и Разработка
подсистемы
безопасности
20,00
разработка информационных информационной системы в соответствии с
систем
техническим заданием
Проведение разработки модулей информационной
2,00
системы в соответствии с техническим заданием
Использование современных средств поиска,
4,00
анализа
и
интерпретации
информации
и
информационных технологий для выполнения
задач профессиональной деятельности
2 Разработка дизайна веб- Разработка дизайн-концепций веб-приложений в
8,00
приложений
соответствии с корпоративным стилем заказчика
Формирование требований к дизайну веб8,00
приложений на основе анализа предметной области
и целевой аудитории
Осуществление
разработки
дизайна
веб12,00
приложения с учетом современных тенденций в
области веб-разработки
23

Продолжение таблицы 3
2
3
Проектирование, разработка Разработка веб-приложения в соответствии с
и
оптимизация
веб- техническим заданием
приложений
Разработка
интерфейса
пользователя
вебприложений в соответствии с техническим
заданием
ИТОГО (инвариантная часть)
ВСЕГО (вариативная часть)
ИТОГО (совокупность инвариантной и вариативной частей)
1
3

24

4
14,00
12,00

80,00
20,00
100,00

4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
4.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы и ресурсов сети «Интернет»,
необходимых для подготовки и проведения ГИА
Основная литература
1. Зараменских, Е. П. Информационные системы: управление жизненным циклом :
учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. П. Зараменских. — 2-е
изд.,
перераб.
и
доп. —
Москва :
Издательство
Юрайт,
2024. —
497 с. URL: https://urait.ru/bcode/542807 (дата обращения: 20.01.2025).
2. Маркин, А. В. Программирование на SQL : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. В. Маркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. —
435 с. — URL: https://urait.ru/bcode/542484 (дата обращения: 20.01.2025).
3. Полуэктова, Н. Р. Разработка веб-приложений : учебное пособие для вузов /
Н. Р. Полуэктова. —
2-е
изд. —
Москва :
Издательство
Юрайт,
2024. —
204 с. URL: https://urait.ru/bcode/545238 (дата обращения: 20.01.2025).
4. Полуэктова, Н. Р. Разработка веб-приложений : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Н. Р. Полуэктова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 204 с. — URL: https://urait.ru/bcode/545237 (дата обращения: 20.01.2025).
5. Проектирование информационных систем : учебник и практикум для среднего
профессионального
образования /
Д. В. Чистов,
П. П. Мельников,
А. В. Золотарюк,
Н. Б. Ничепорук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 273 с. —
— URL: https://urait.ru/bcode/558008 (дата обращения: 20.01.2025).
6. Соколова, В. В. Разработка мобильных приложений : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. В. Соколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. —
160 с. — URL: https://urait.ru/bcode/542342 (дата обращения: 20.01.2025).
7. Сысолетин, Е. Г. Разработка интернет-приложений : учебное пособие для вузов /
Е. Г. Сысолетин, С. Д. Ростунцев ; под научной редакцией Л. Г. Доросинского. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 80 с. — URL: https://urait.ru/bcode/532418 (дата обращения:
20.01.2025).
8. Тузовский, А. Ф. Проектирование и разработка web-приложений : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. Ф. Тузовский. — Москва : Издательство Юрайт,
2024. — 219 с. — URL: https://urait.ru/bcode/541917 (дата обращения: 20.01.2025).
9. Чернышев, С. А. Основы программирования на Python : учебное пособие для среднего
профессионального образования / С. А. Чернышев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 349 с.— URL: https://urait.ru/bcode/544194 (дата обращения:
20.01.2025).
10. Якимов, С. П. Алгоритмизация и программирование : учебное пособие для среднего
профессионального образования / С. П. Якимов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. —
342 с. — URL: https://urait.ru/bcode/556863 (дата обращения: 20.01.2025).
11. Методические рекомендации по оформлению дипломных проектов - Димитровград :
ОГБПОУ ДТК, 2024.
Дополнительная литература
12. ГОСТ Р 57193-2016. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного
цикла систем. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200141163 (дата обращения: 19.12.2024).
13. Голицына, О.Л. и др. Базы данных: учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов,
И.И. Попов. – М.:ДРОФА, 2023. – 400 с.
25

14. Конгаловский, М.Р. Энциклопедия технологий баз данных: энциклопедия / М.Р.
Конгаловский. – М.: Финансы и статистика, 2023. – 800 с.
15. В. Васвани. MySQL: использование и администрирование = MySQL Database Usage &
Administration. – М.: «Питер», 2023. – 368 с.
Перечень рекомендуемых интернет-ресурсов
16. Что такое интернет-магазин и как он работает [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://deepcloud.ru/articles/chto-takoe-internet-magazin-i-kak-on-rabotaet/
(дата
обращения
13.01.2025)
17. Пользовательские роли на сайте. Кто есть кто | Hi-Tech | Селдон Новости [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/240470844 (дата обращения
13.01.2025)
18. Зарегистрированный пользователь: кто это такой, как определяется их статус
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://semantica.in/blog/kto-takoj-polzovatel-sajta.html
(дата обращения 15.01.2025)
19. Обязательные элементы интернет-магазина – База знаний Timeweb Community
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://timeweb.com/ru/community/articles/obyazatelnyeelementy-internet-magazina-1 (дата обращения 19.01.2025)
20. Основные требования и блоки Интернет-магазина [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.emagazin.info/ru/magazin-bloki (дата обращения 19.01.2025)
21. Архитектура «Клиент-Сервер» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://itelon.ru/blog/arkhitektura-klient-server/ (дата обращения 20.01.2025)
22. Обзор текстового редактора atom [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://itfolio.ru/atom-russian-language.html (дата обращения 28.01.2025)
23. Sublime Text 3.2.2 скачать [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://sublimetextru.ru/ (дата обращения 28.01.2025)
24. Sublime Text: основные возможности, интерфейс, установка, правила использования
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusprogi.com/sublime-text (дата обращения
28.01.2025)
25. Visual Studio: IDE и редактор кода для разработчиков и групп, работающих с
программным
обеспечением
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://visualstudio.microsoft.com/ru/ (дата обращения 03.02.2025)
25. Преимущество в работе Visual studio Code | KochneV | Дзен [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://dzen.ru/a/Ym8rBVI59whzcPiK (дата обращения 3.02.2023)
26. PHPMyAdmin / wiki ТопЭксперт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://topexpert.digital/wiki/phpmyadmin/ (дата обращения 10.02.2025)
27. Динамическая и статическая компоновка сайта [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://studfile.net/preview/6228835/page:13/ (дата обращения 19.02.2025)
28.
Что
такое
прототип
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://convertmonster.ru/blog/landing-page-blog/chto-takoe-prototip-sajta-ili-lendinga/
(дата
обращения 19.02.2025)
29. Как создаются прототипы сайтов — Дизайн на vc.ru [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://vc.ru/design/266999-kak-sozdayutsya-prototipy-saytov (дата обращения 19.02.2025)
30. Делаем правильно дизайн своего сайта | 1PS.RU: продвижение бизнеса в интернете |
Дзен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/X8CcFBCAcyNgHqUY (дата
обращения 23.02.2025)

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».